
Среди детей дошкольников, согласно демографическим данным, каждый десятый воспитан в неполной семье. Увы, но и сегодня среди таких семей более распространен «материнский» вариант. Правда, растет и число семей с отцами-одиночками. Как все это отражается на эмоциональном самочувствии детей? Как справиться со скрытыми и явными воспитательными рисками неполной семьи?
Неполноту в неполноценной семье позволяет отчасти компенсировать наличие нескольких детей. При правильном поведении взрослых старший ребенок «поведет» младшего, став в позицию защитника, даст тому ощутить уверенность. Кстати, сестры и братья в неполных семействах практически не конкурируют, будучи более привязаны друг к другу. Роль бабушек и дедушек здесь неоценима.
У одиноких матерей чаще бывают разного рода опасения и страхи, типа «как — бы не избаловать» и проч. Они резко дозируют проявление ласки, стараясь играть роль «строгих отцов». Увы, это обычно не дает результатов. Дети начинают бороться за счастье ощутить себя любимыми и значимыми, включая и упрямство, и капризы, или сдаются и растут инфантильным, приняв женское доминирование за норму. Увы, это чревато в будущем деформацией половой идентификации и нарушениями эмоциональных связей с человеческим миром.
Так же неполезна и позиция жалости. Ребенку разрешается абсолютно все. Это чревато возникновением эгоизма у него, лишением опыта присутствия в его жизни взрослых.
Жизнь после развода родителей для детишек является ломкой обычных отношений, конфликтом между привязанностью к матери и отцу. К сожалению, развод оказывает наиболее глубокое влияние на
дошкольников. Они с трудом адаптируются к новым формам поведения.
Часто в неполной семье отношения, особенно после развода, развиваются по типу «культ самопожертвования», это когда ребенок и родители связаны не только любовью и заботой друг с другом, а и болью, страданием и печалью. Такая семья «подарит» детям неуверенность, тревогу, беспокойство, мрачные настроения. Дети, когда родитель эмоционально их «покидает», начинают душой слабеть, чувствуя не только утрату отца, а и матери.
Важно, чтобы оставшийся родитель по отношению к ушедшему не упоминал о нем отрицательно, не старался изгладить из памяти ребенка положительные воспоминание о том. Ведь мальчик тогда получит в наследство комплексы, а девочка, будучи взрослой, с трудом представит себе, что мужчина желанен.
Так что можно было бы посоветовать родителям, которые воспитывают своих детей в неполной семье?
- Чаще говорите с ребенком, слушайте его.
- Поддержите его стремление быть услышанным вами и понятым, когда он что-то вам рассказывает, оставайтесь с ним все время в контакте.
- Хвалите чаще, но не наказывайте.
- Атмосфера в семье, которая эмоционально неизменна и оптимистична, сохранит у малыша доверие к миру, стабилизирует чувство уверенности в себе и собственного достоинства.
- Отнеситесь с пониманием к желанию ребенка вспоминать прошлое.
- Не нужно перекладывать на плечи ребенка функции отсутствующего родителя. Помогите ему освоить навыки поведения, которые соответствуют его полу.
- Постарайтесь развивать социальные связи своей семьи, с тем, чтобы дети могли адекватно общаться и устанавливать нормальные отношения со всеми знакомыми мужчинами.
- Можно попробовать вступить в новый брак, вернувшись к жизни в полной семье.
Оставить комментарий